http://blizzard.ru/wow/classes/shaman-character.gifhttp://blizzard.ru/img/fonts/w.gifаманы являются духовными лидерами своих племён и кланов. Они общаются с духами, обладают даром предвидения будущего и ведут свой народ сквозь самые смутные времена. Многих вводит в заблуждение их мудрость и внешнее миролюбие. Не смотря на это, у Шаманов есть большой набор заклинаний, чтобы справиться с любой угрозой нависшей над природным порядком. Традиционно, шаманы в племенах орков, троллей и тауренов противостояли влиянию демонических сил.

       Шаман является гибридным классом, сочетая в себе разнообразные умения, позволяющие выполнять широкий спектр задач. Шаманы одинаково ценны как в партии, так и в соло игре. По сути, данный класс сочетает в себе свойства воина, мага и лекаря. Однако, стоит отметить, что лечат шаманы хуже всех остальных классов (включая паладинов). По живучести (не считая возможности лечится в бою) и арсеналу навыков ближнего боя весьма уступают воину. Объем наносимых ими повреждений, как правило, меньше, чем у магов и разбойников. Таким образом, шаманы проигрывают в каждой специфической роли (лекаря, "танка", "дамагера") классам, которые имеют четкую, узкую направленность. Но за счет сочетания в себе всех этих качеств являются очень мощным классом для игры соло. В партии шаманы играют, как правило, вспомогательную роль, оперативно усиливая необходимую составляющую команды. Стоит заметить, что за счет своей разносторонности и ряда уникальных навыков шаманы черезвычайно полезны для любой партии!

       В ПвП (сражениях с другими игроками) шаманы считаются одним из сильнейших классов. Отличительной чертой шаманов является возможность ставить тотемы четырёх типов: Земли, Огня, Воды и Воздуха. Выбор подходящего тотема в определённой ситуации - очень важная часть игры за этот класс.

Доступные расы:
Орда: Орки, Таурены, Тролли.

Стандартные индикаторы: Здоровье/Мана.

Доступное снаряжение: Одежда, Кожаная броня, кольчуга(после 40 лвла) щиты.

Доступное оружие: одноручное тупое оружие, двуручное тупое оружие (после изучения соответствующего таланта), посохи, одноручные топоры (после тренировок), кинжалы, двуручные топоры(после после изучения соответствующего таланта).

Тотемы
Как уже говорилось выше, у Шамана четыре типа тотемов: Земли, Огня, Воды и Воздуха. Каждый тотем Шаман должен зарабатывать, выполняя квесты. Самый первый из доступных тотемов - тотем Земли. Другие доступны на более высоких уровнях. Вам следует посещать тренера как можно чаще (по крайней мере, с каждым новым уровнем), чтобы посмотреть, не появился ли у него квест на новый тотем.

       Тотемами называются две вещи в игре - вещь, которая лежит у Вас в инвентаре, и тотем, как результат применения заклинания. Чтобы произнести заклинание тотема, Шаман, прежде всего, должен заработать этот тотем и иметь его у себя в инвентаре. Когда он кастует тотем, на земле появляется временный магический тотем, который другие игроки и монстры видят и могут атаковать.
-Тотемы неподвижны, т.е. они не будут следовать за Вами. Вы и Ваша группа должны близко находиться к тотему, иначе от него не будет никакой пользы.
-Тотемы "привязаны" к игрокам - это значит, что один Шаман не может передать свой тотем другому. Чтобы произнести заклинание какого-либо тотема, этот тип тотема должен быть у Вас в инвентаре. Т.е. если Вы хотите поставить Иссушающий тип Тотема Огня, Вам необходимо иметь тотем Огня у себя в инвентаре. Однажды получив тотем, Вы сможете использовать его бесконечно, и Вам не надо будет постоянно закупаться реагентами, чтобы его ставить.
-Каждый новый тотем какой-либо школы заменяет предыдущий. Если Вы поставите огненный тотем в то время, когда у Вас активен еще один огненным тотем, то старый тотем исчезнет. Нельзя этого забывать, если Вы не хотите впустую тратить ману на тотемы одного и того же типа.

Типы тотемов:
Тотемы Земли
Каменная кожа (Stoneskin)- уменьшает получаемый физический урон от атак ближнего боя для всей партии.
Привязывающий к Земле (Earthbind) - понижает скорость передвижения противника. Ставьте его, когда противник собирается убежать.
Сила Земли (Strength of the Earth) - увеличивает силу находящихся по близости членов группы. В зависимости от класса, это увеличит наносимый ими урон или даст другие бонусы. Если у Вас в группе много танков, то этот тотем незаменим.
Каменный Коготь (Stoneclaw) - дразнит ближайших монстров, заставляя их атаковать его. Это один из наиболее популярных тотемов, ведь когда монстры атакуют этот тотем, они не атакуют Вас! Его можно использовать, чтобы уменьшить наносимый Вам в бою урон или отвлечь противника, чтобы убежать самому.
Землетрясение (Tremor)- около тотема начинает трястись земля, пробуждая Ваших сопартийцев от вредных эффектов. Это очень полезно, когда монстры пытаются наложить на Вас заклинание "Сон" или другие эффекты.

Тотемы Огня
Иссушающий (Searing) - атакует ближайших врагов.
Огненная Вспышка (Fire Nova)- мощнейший взрыв в небольшом радиусе (после чего тотем исчезает).
Тотем Огненного Усиления (Flametongue)- усиливает оружие у Вас и союзников дополнительным огненным повреждением.
Сопротивление к холоду (Frost Resistance) - увеличивает сопротивление к магии холода всей партии.
Магма (Magma) - подобно Иссущающему тотему атакует врагов, нанося больше повреждений, но в меньшем радиусе и за большую стоимость в мане.

Тотемы Воды
Исцеляющий Поток (Healing Stream)- лечит ближних сопартийцев. Используйте во время и, особенно, после битвы.
Источник маны (Mana Spring)- восстанавливает небольшое количество маны каждые 5 секунд у всех ближних сопартийцев.
Прилив Маны (Mana Tide)- восстанавливает большое количество маны каждые 3 секунды у всех ближних сопартийцев. Требует изученного таланта в конце ветки Restoration.
Сопротивление к Огню (Fire Resistance)- увеличивает сопротивление к магии огня всей партии.
Очищение от болезней (Disease Cleansing)- каждые 5 секунд пытается снять один эффект типа болезнь со всех членов партии.
Очищение от яда (Poison Cleansing)- каждые 5 секунд пытается снять один эффект типа яд со всех членов партии.

Тотемы Воздуха
Награда воздуха (Grace of Air)   - увеличивает Ловкость находящихся поблизости членов группы. Очень любим разбойниками и охотниками. Также полезен для воинов, друидов - бойцов и собственно шаманов.
Заземление (Grounding)- один из важнейших тотемов! Поглощает вражеские заклинания. При поглощении заклинания прямого урона уничтожается. Не затрагивается заклинаниями действующими по площади (AOE spells). После кажого поглощения 10 секундая перезарядка.
Сопротивление природе (Nature Resistance)- увеличивает сопротивление к магии природы у всей партии.
Страж (Sentry)- тотем-наблюдатель. Шаман может поставить данный тотем и переключаться на него для получения информации о происходящим в окрестностях тотема. Действие - 5 минут.
Гнев Воздуха (Windfury) - усиливает оружие всей партии, давая 20% возможность доп атаки.
Воздушная Стена (Windwall)- уменьшает получаемый физический урон от атак дальнего боя для всей партии.

Заклинания
Вспомогательные

Призрачный Волк (Ghost Wolf) Выучите этот скилл как можно скорее (20 лвл). Это позволяет Вам превращаться в Волка и перемещаться быстрее! Вы не можете произносить заклинания в форме волка и использовать воздушные средства передвижения, как то Виверны и т.д. Но Вы можете торговать, сражаться и собирать ингридиенты и лут.
Возвращение через астрал (Astral Recall) Шаманы могут исползовать это заклинание, чтобы вернуться домой. Это особенно полезно для торговли, выполнения квестов, встреч с друзьями.Это заклинание подобно Hearthstone, но имеет всего лишь 15 минут кулдаун.
Дальновидение (Far Sight) Мысленно переносит Шамана в указанную локацию, позволяя ему смотреть от туда как бы "своими глазами". Очень полезно для разведки, поиска определенного NPC... ну и просто для развлечения!
Подводное дыхание (Water Breathing) Полезно, когда Вы долго деретесь под водой или просто для развлечения и исследований. Это заклинание можно применять также и на других игроков! Требует специального ингридиента.
Хождение по воде (Water Walking) Позволяет ходить по воде аки по суху. Требует специального ингридиента.

Боевые:
Шок земли (Earth Shock) Мощный урон, плюс сбивает произносимые в данный момент заклинания, после чего цель не может произносить заклинания данной школы в течении 5 секунд.
Огненный Шок (Flame Shock) Обжигает цель огнем, вызывая урон на некоторое время. Используйте это, если Вам придется долго драться с монстром. Не имеет смысла применять это на том, кто скоро умрет. Лучший шок по соотношению цена маны к урону.
Замораживающий шок (Frost Shock) Наносит урон плюс сильно замедляет цель.
Очищение (Purge) Снимает усиливающий магический эффект с противника. Используйте это, если на враге какой-нибудь полезный эффект - это снимет заклинание.
Заряд Молнии (Lightning Bolt) Заклинание прямого урона. Требует несколько секунд для каста.
Цепная Молния (Chain Lightning) заклинание прямого урона, поражающее несколько целей. Требует несколько секунд для каста. Молния перепрыгивает по 3 целям. Каждая следующая получает меньше повреждений

Временные Усиления (buffs):
Языки Пламени (Flametognue Weapon) Добавляет урон огнем к Вашему оружию.
Ледяной Меч (Frostbrand Weapon) Добавляет небольшой шанс нанести дополнительный урон холодом и замедлить скорость противника.
Гнев Воздуха (Windfury Weapon) 20% шанс двух моментальных дополнительных ударов оружием с увеличенной силой атаки.
Щит Молний (Lightning Shield) Наносит атакующему в ближнем бою противнику урон. Этот щит имеет 3 заряда.

Заклинания лечения:
Волна Лечения (Healing Wave) Лечит дружественную цель. Одно из наиболее важных заклинаний, чтобы лечиться самому и лечить членов Вашей группы.
Малая Волна Лечения (Lesser Healing Wave) Подобно Волне Лечения, но лечит хуже, быстрее и за меньшую стоимость в мане. В целом, привлекательнее.
Цепное лечение (Chain Heal) Последовательно лечит 3 партийцев. Каждый следующий получает на 50% меньше хп.
Воскрешение (Ancestral Healing) Дает возможность воскрешать из мертвых игроков вне боя. Полезное заклинание, которое сильно ценится в группе.
Реинкарнция (Reincarnation) Дает возможность шаману воскресить себя самого после смерти. Перезарядка 1 час (40 минут с соответствующим талантом). Требует специального ингридиента. Шаманов очень ценят за этот навык. Дуступна с 30 лвл.

В заключении:
Шаманы очень интересный и многогранный класс. О них нередко говорят - imba Есть 3 основных варианта развития. Первый - как воина, бойца ближнего боя (таланты вкладываются в основом в ветку Enhancement), требует высоких показателей силы и ловкости, а также хорошего оружия (обычно двуручного). Второй - как мага (таланты в Elemental Combat), основной урон наносится заклинаниями, необходимо очень много маны, а значит - интеллекта. Третий - как помощника (support) (таланты в ветку Restoration), это самый лучший вариант для партии, рейда, усиливает лечение и ряд других аспектов, дает Mana Tide Totem. При изучении талантов Вам откроются дополнительные возможности, о которых здесь не упомянуто!